Правовое регулирование
Правительством приняты все необходимые для функционирования платформы ГосТех нормативные акты. Но мы продолжаем работать над адаптацией нормативно-правовой базы для эффективного использования всех возможностей платформы
Правовые основы ГосТеха
Все документыСоздание, развитие и эксплуатация ГИС с использованием ЕЦП «ГосТех»
Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2023 № 231 «О создании, развитии и эксплуатации государственных информационных систем с использованием единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех»
- установлен срок перехода для федеральных ГИС (с 1 апреля 2023 г.) и региональных ГИС (с 1 января 2024 г.) на платформу «ГосТех»
- определен перечень критериев оценки целесообразности создания и развития ГИСов на платформе «ГосТех», подлежащих включению в методические рекомендации
- определено, что переводу на платформу «ГосТех» не подлежат ГИСы, содержащие гостайну, служебную тайну в области обороны, тайну следствия и судопроизводства, сведения о лицах, в отношении которых принято решение о применении мер госзащиты и иные виды тайн, установленные в Указе
- ОГВ, деятельность которых курирует Президент РФ, ГИСы — объекты КИИ, ГИСы Москвы, ФНС России переводятся на платформу ГосТех» на основании решения руководителя соответствующего ФОИВа, решения высшего должностного лица
Проведение эксперимента по использованию платформы «ГосТех»
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. № 1674 «О проведении эксперимента по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем и их компонентов на единой цифровой платформе Российской Федерации «ГосТех»
- определен порядок, цели и задачи проведения эксперимента по созданию, переводу и развитию ГИС и их компонентов на платформе «ГосТех»
- определены органы власти, участвующие в эксперименте, а также их функции
Концепция платформы «ГосТех»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. № 3102-р
- предпосылки создания платформы «ГосТех»
- принципы построения ГИС на основе архитектуры доменов
- унифицированные механизмы безопасности
- ожидаемый социально-экономический эффект
- дорожная карта создания платформы «ГосТех»
Положение о платформе «ГосТех»
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. № 2338 «Об утверждении Положения о единой цифровой платформе Российской Федерации «ГосТех», о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. № 676 и признании утратившим силу пункта 6 изменений, которые вносятся в требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2017 г. № 555» (в ред. постановлений Правительства РФ от 8 июня 2023 г. № 946, от 28 июня 2023 г. № 1059)
- назначение, цели и задачи платформы «ГосТех»
- виды цифровых продуктов и функции платформы «ГосТех»
- состав и полномочия участников платформы «ГосТех»
- общие требования к защите информации ГИС на платформе «ГосТех»
- план создания и развития государственных информационных систем на платформе «ГосТех» будет утверждаться Президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (в ред. постановления Правительства РФ от 8 июня 2023 г. № 946)
- Минцифры за счет выделенного ему бюджета централизованно сможет проводить мероприятия по созданию, развитию и эксплуатации ГИС иных госорганов и внебюджетных фондов на платформе «ГосТех» (в ред. постановления Правительства РФ от 28 июня 2023 г. № 1059)
- орган власти становится функциональным заказчиком, который выдвигает требования к функционалу ГИС, а Минцифры – технический заказчик – закупает работы и следит за исполнением. Таким образом применяются единые стандарты качества для экономии бюджета и сокращения времени перехода ГИС на «ГосТех». Регламентировано взаимодействие функционального и технического заказчиков (в ред. постановления Правительства РФ от 28 июня 2023 г. № 1059)
- ведомства могут самостоятельно переводить свои системы на «ГосТех», если имеют бюджет на такие работы. Минцифры будет оказывать техническую поддержку (в ред. постановления Правительства РФ от 28 июня 2023 г. № 1059)
Об определении единственных исполнителей
Распоряжение Правительства РФ от 20 декабря 2022 г. № 4041-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 29.06.2023 № 1724-р)
- ПАО «Сбербанк» определён единственным исполнителем по предоставлению базовых сервисов платформы «ГосТех» (распоряжение Правительства РФ от 20 декабря 2022 г. № 4041-р)
- ПАО «Ростелеком» определён единственным интегратором разработки ГИС на платформе «ГосТех» с использованием ИЭП за счет средств, выделенных Минцифры России (распоряжения Правительства РФ от 29.06.2023 № 1724-р)
Требования к порядку создания ГИС
Постановление Правительства РФ от 6 июля 2015 г. № 676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации» (в редакции постановления Правительства РФ от 16 декабря 2022 г. № 2338)
- определяет порядок создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем
- возможность создания ГИС очередями
- возможность применения итерационного подхода к разработке ГИС
- возможность в ходе развития системы вводить в эксплуатацию отдельные компоненты системы до издания правового акта о вводе системы в эксплуатацию на основании протокола испытаний отдельных компонентов системы
Положения о ФГИС «Управление платформой «ГосТех» и Госмаркет
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2022 г. № 2194 «Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе «Управление единой цифровой платформой Российской Федерации «ГосТех» и Положения о федеральной государственной информационной системе «Госмаркет»
- цели, задачи, функции, основные принципы создания и эксплуатации систем «Управление платформой «ГосТех» и Госмаркет (далее - системы)
- порядок использования и информационного взаимодействия систем
- общие требования к защите информации в системах
Положение о НФАП
Постановление Правительства РФ от 30 января 2013 г. № 62 «О национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин»
- определены функции и цели национального фонда алгоритмов и программ, а также порядок размещения и публикации объектов фонда, в том числе являющихся цифровыми продуктами платформы «ГосТех»
Положение о ГЕОП
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 № 1114 «О проведении эксперимента по переводу информационных систем и информационных ресурсов органов государственной власти, государственных учреждений, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» в государственную единую облачную платформу, а также по обеспечению органов государственной власти, государственных учреждений и государственных внебюджетных фондов автоматизированными рабочими местами и программным обеспечением»
- определен порядок обеспечения органов государственной власти, государственных учреждений и государственных внебюджетных фондов автоматизированными рабочими местами и программным обеспечением в рамках проведения эксперимента (в целевой модели функционирования платформы «ГосТех» предусматривается представление инфраструктурных технологических сервисов посредством ГЕОП)
Создание ФКУ «ГосТех»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. № 3004-р О федерального казенного учреждения «Государственные технологии» (в ред. распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 августа 2022 г. № 2412-р)
- основные цели создания ФКУ «ГосТех»
- распоряжением № 2412-р ФКУ «ГосТех» был наделен функцией технического надзора по ключевым точкам создания и развития ГИС
Об утверждении Устава ФКУ «ГосТех»
Приказ Минцифры России от 25 декабря 2020 г. № 763 «О создании федерального казенного учреждения «Государственные технологии» и утверждении Устава федерального казенного учреждения «Государственные технологии»
Термины и определения
Все терминыПлатформа «ГосТех»
Цифровая экосистема создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем, включающая в себя единую программно-аппаратную среду, цифровые продукты, информацию, информационные технологии, государственные информационные системы, необходимые для реализации функций платформы «ГосТех», а также совокупность нормативных правовых, организационных, методологических правил и процедур, обеспечивающих деятельность участников отношений, возникающих в связи с созданием и функционированием платформы «ГосТех»
Пользователи платформы «ГосТех»
Обеспечивающие создание, развитие, эксплуатацию государственных информационных систем на платформе «ГосТех» и (или) использование цифровых продуктов платформы «ГосТех» государственные органы и внебюджетные фонды*, иные лица, уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации на осуществление мероприятий по созданию, развитию, эксплуатации государственных информационных систем.
* под государственными органами и внебюджетными фондами понимаются федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды, исполнительные органы субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации»
Поставщики платформы «ГосТех
Юридические или физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, предоставляющие цифровые продукты на платформе «ГосТех»
Участники команды разработки
Представители пользователя платформы «ГосТех», а также представители поставщика (подрядчика, исполнителя), привлеченного пользователем платформы «ГосТех» к созданию, развитию, эксплуатации государственных информационных систем на платформе «ГосТех»
Государственные информационные системы на платформе «ГосТех»
Государственные информационные системы, создаваемые, развиваемые, эксплуатируемые с использованием программно-аппаратной среды, цифровых продуктов, включенных в каталог цифровых продуктов платформы «ГосТех» , а также инструментов, информационных технологий платформы «ГосТех»
Обучение
Обучающие материалы по работе с платформой «ГосТех»
Частые вопросы
Юридические вопросы
Как обязательство использования платформы соотнести с нормами Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг?
Использование платформы «ГосТех» соответствует требованиям Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поскольку не ведет к ограничению конкуренции.
В 44-ФЗ сказано, что в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов и т. д., но при этом должны указываться функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики. Платформа «ГосТех» — это технический инструмент, используемый при создании, развитии и эксплуатации ГИС, поэтому указание при описании объекта закупки необходимости использования платформы не противоречит требованиям 44-ФЗ.
В чем состоит принцип оплаты фактического объема потребления сервисов и вычислительных ресурсов и как он соотносится с Законом № 44-ФЗ?
В целевой модели функционирования платформы «ГосТех» предполагается, что оплата цифровых продуктов, в том числе готовых облачных решений, осуществляется за фактически предоставленные ресурсы.
На платформе «ГосТех» будут представляться единичные расценки на базовые и дополнительные сервисы платформы.
Применение такого подхода соответствует части 24 статьи 22 44-ФЗ.
Такая модель оплаты в настоящее время применяется в рамках эксперимента по переводу информационных систем и информационных ресурсов в государственную единую облачную платформу (ГЕОП), проводимого в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.08.2019 № 1114. Потребители услуг формируют заявки на предоставление ресурсов, заявками также регулируется состав и объем предоставляемых ресурсов, а оплата осуществляется за фактически предоставленные ресурсы.
Какие цели создания платформы «ГосТех»?
Целями платформы «ГосТех» является сокращение сроков создания и развития ГИС на платформе «ГосТех», повышение эффективности и результативности процессов по созданию и развитию ГИС на платформе с переходом на качественно новый уровень их эргономичности, совместимости, надежности и защищенности. А также учет и оптимизация получения пользователями платформы «ГосТех» цифровых продуктов, обеспечение их качества и безопасности, поддержка разработок отечественных решений в области информационных технологий.
Как изменения коснутся процесса создания (развития) государственных информационных систем?
- Нормативно закрепляется возможность создания ГИС очередями. Для этого в концепции создания системы должны быть описаны все очереди ее создания. При создании каждой последующей очереди системы возможно будет проводить мероприятия по развитию системы.
- При создании и развитии систем можно будет применять итерационный подход к разработке. Для этого в техническом задании требования к системе должны быть разделены на группы, а в рамках итерации в отношении групп требований могут выполняться разработка или адаптация ПО, рабочей документации, пусконаладочные работы, предварительные испытания, опытная эксплуатация. Допускается выполнение отдельных этапов работ до завершения предшествующих этапов, а также параллельные работы.
- При развитии системы разрешается вводить в эксплуатацию ее отдельные компоненты на основании протокола испытаний. При этом нужно соблюсти ряд условий:
-
- введение в эксплуатацию компонентов системы предусмотрено техническим заданием;
- система соответствует установленным к ней требованиям защиты информации;
- отсутствует необходимость проведения аттестации системы по требованиям защиты информации;
- выполнены требования, указанные в пункте 19.1 ПП РФ 676.
Какими правовыми актами предусмотрено создание и функционирование платформы «ГосТех»?
Правовые основы создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем на платформе «ГосТех» отражены в следующих правовых актах:
- Концепция платформы «ГосТех» (распоряжение Правительства РФ от 21 октября 2022 г. № 3102-р);
- Положения о системе «Управление платформой "ГосТех"» и «Госмаркете» (постановление Правительства РФ от 30 ноября 2022 г. № 2194);
- Положение о платформе «ГосТех» и изменения в постановление Правительства РФ № 676 (постановление Правительства РФ от 16 декабря 2022 г. № 2338).
Соглашение при переходе на платформу «ГосТех»
Как ведомству оформить присоединение к платформе «ГосТех»?
Для оформления присоединения к платформе необходимо принять публичную оферту о заключении соглашения при переходе на платформу «ГосТех». Для этого нужно в официальном порядке направить в адрес ФКУ «ГосТех» следующие документы:
- заявление о присоединении к соглашению (подписывается УКЭП уполномоченным лицом заявителя в должности не ниже заместителя руководителя);
- копию протокола президиума Правкомиссии, подтверждающего включение ГИС в план создания и развития государственных информационных систем на платформе «ГосТех»;
- документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление: заверенная копия приказа о распределении обязанностей, заверенная копия доверенности о наделении полномочиями лица, подписавшего заявление.
Соглашение считается заключенным по истечении 5 рабочих дней с даты получения ФКУ «ГосТех» заявления о присоединении к соглашению при наличии указанных документов.
В случае если ведомство передает права оператора ГИС подведомственному учреждению или иной компании, соглашение с ФКУ «ГосТех» заключает и ведомство, и оператор ГИС.
Когда ФОИВам и РОИВам нужно заключать соглашение о распределении ответственности при создании, развитии, эксплуатации государственных информационных систем на единой цифровой платформе Российской Федерации «ГосТех»?
Заключение соглашения возможно после включения ГИС (ее компонентов) в план создания и развития ГИС на платформе «ГосТех» в соответствии с пунктом 52 постановления Правительства РФ № 2338.
Согласно ст. 437 ГК РФ публичной офертой признается предложение заключить договор на указанных условиях с любым, кто выразит желание. «ГосТех» же предлагает заключить соглашение только определенным ФОИВам при соблюдении ими определённых условий. Нет ли здесь противоречий?
Определение круга адресатов оферты (например, «только физические лица, достигшие совершеннолетия» или «только российские юридические лица, обладающие лицензией на осуществление банковских операций») является полноценным правом оферента и не противоречит нормам закона, что подтверждается практикой применения указанной нормы, а также судебными решениями по данной категории вопросов.
В публичной оферте указано, что «соглашение является договором присоединения». Но заключение договоров присоединения осуществляется путем подписания соответствующих соглашений между сторонами. Разве «Публичная оферта» и «договор присоединения» — это не разные гражданско-правовые конструкции?
Публичная оферта и договор присоединения — это правовые инструменты, которые могут быть использованы совместно. Нормы о договоре присоединения призваны защитить присоединяющуюся сторону от условий, которые появились в договоре вследствие использования особого механизма его заключения (присоединения к выставленным другой стороной условиям, на содержание которых у присоединявшейся стороны не было возможности повлиять).
Использование нормы п. 2 ст. 437 ГК РФ о публичной оферте позволило установить способ присоединения (заключения) к соглашению путем акцепта.
Согласно ст. 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Направление каких-либо обосновывающих и подтверждающих документов при этом не требуется. А в тексте вашей оферты написано, что нужно направить не только заявление, но и документы о включении ГИС в план и о полномочиях подписанта.
Если в оферте определены особые требования к акцепту (его форме, порядку направления, адресу доставки и т.п.), акцепт влечет заключение договора, только если акцептант соблюдал эти требования (постановление Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2010 г. № 13877/09).